Технология раннего и интенсивного обучения грамоте по методу Н.А. Зайцева

cropped-oblozhka.jpg

Здравствуйте! Меня зовут Ирма Романова. В данной статье я хочу рассмотреть тему раннего интенсивного обучения по методу Н.А.Зайцева.  Данная технология обучения может помочь не только в развитии обычных и одаренных детей, но и послужить источником вдохновения для тех мам и пап, дети которых требуют особенного внимания. Набирайтесь терпения и за дело!

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте по методу Н.А. Зайцева

Николай Александрович Зайцев – питерский учитель, специалист в английской филологии, автор методики раннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых в конце 80-х годов XX века подходах к обучению чтению, математике.

1. Суть методики обучения Н.А.Зайцева

2. Критика методики обучения Н.А.Зайцева 

 

1. Суть методики обучения Н.А.Зайцева

Изначально его методика обучения чтению разрабатывалась для первых классов спецшколы для детей с задержкой умственного развития. 

В основе системы Н.А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата.

Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.

Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Таким образом, алфавиту здесь отводится весьма незначительная роль так как детям до 5-6 лет бывает трудно разобраться в филологических сложностях.

Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно.

Там, где работают по “Кубикам”, уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам.

В наборе “Кубиков Зайцева” 52 картонки, по навальцованным линиям легко собирающихся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство.

 

Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щ склеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ в наборе по два, чтобы иметь возможность складывать такие слова как БАБУШКА, МАМА, ПАПА, ВОВА, КОШКА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, содержащие склады, расположенные на двух одинаковых кубиках.

Критика методики обучения Н.А.Зайцева:

1. У детей впоследствии возникают очень серьезные проблемы с грамотностью на письме и произношением.

2. Неэффективность методики. Ученые говорят, что у совсем маленьких детей с абстрактным мышлением туго, поэтому дети с трудом ассоциируют прочитанные слова с предметами.

3.  У  методики Зайцева – яркая коммерческая направленность. Плюс, можно купить набор кубиков и их вырезать склеивать и покупать дополнительные составляющие для доведения набора "до ума". Не секрет, что сейчас практически все развивающие игры и игрушки стоят немаленьких денег, и готовые кубики (твердые, специально изготовленные, с наполнителями), но стоят они в разы дороже самодельных.

 

Есть различные зайцевские семинары  (платные), на которые родителям наверняка стоит сходить, чтобы прояснить для себя моменты, не ясные из прилагаемой к кубикам методички.

А еще есть частные детские сады, где ребенка учат по методике Зайцева – причем, не факт, что преподаватели будут там достаточно компетентные.

4. Сложности при дальнейшем обучении в школе. Если ребенка учили по системе Зайцева, то в школе из-за смены системы обучения у ребенка могут возникнуть проблемы.

Как понять, хороша ли данная методика для вашего ребенка?

Важно понимать , что любое вмешательство в психику малыша нужно делать с осторожностью и без лишнего фанатизма. Цитирую Николая Александровича Зайцева:  "хочу заметить, что серьезно говорить о настоящем чтении в этом возрасте все же преждевременно, и умение читать для детей раннего возраста - не самая насущная потребность". Речь о возрасте 1,5-2 года.

Не следует упорствовать в раннем возрасте. Позвольте ребёнку поиграть. А когда у малыша в 4 года проснётся интерес к языку, можно вспомнить про кубики и использовать их в качестве дополнительного способа обучения.

Спасибо за внимание.

Статья по теме : Технология раннего и интенсивного обучения грамоте по методу Н.А. Зайцева. Методика преподавания иностранного языка. Методика обучения чтению.

также по этой теме можете почитать
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
Пишите мне:

6 comments for “Технология раннего и интенсивного обучения грамоте по методу Н.А. Зайцева

  1. Алиса
    Ноябрь 23, 2013 at 6:01 пп

    Он молодец! ну и что, что коммерция! Почему на хорошей идее и не заработать?

    • Ирма Романова
      Ноябрь 23, 2013 at 6:11 пп

      Например, йога — это тоже почти святая идея, но на ней же деньги зарабатывают)

  2. Наталья Фонтина
    Ноябрь 23, 2013 at 6:05 пп

    Зайцев — это сила! Я поо его методике учила двоих своих — так младший читать стал в 3 года а старший и ща — ему уже 12 книгу в руки из под палки берёт! а на кубики он ноль эмоций- гены не мои — не читательные у него. А серьезно, с младшим мы довольны были.

    • Ирма Романова
      Ноябрь 23, 2013 at 6:10 пп

      Гены имеют огромное значение)

  3. Савотеенко Иван
    Ноябрь 23, 2013 at 6:07 пп

    Нашему не помогло. короче, купили, клеили, морочились — всё зря.

    • Ирма Романова
      Ноябрь 23, 2013 at 6:09 пп

      Да. Нет универсального средства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *